17 июня, накануне XXVIII Петербургского международного экономического форума, Дискуссионный клуб Vostok, Совет ректоров Санкт-Петербурга и Ленинградской области и Благотворительный фонд «Система» провели совместное заседание на тему: «Карьера молодого российского ученого в свете будущего мировой науки: перспективы, тенденции, возможности». Мероприятие состоялось при поддержке Фонда «Росконгресс», Университета ПромТехДизайн, медиа-холдинга «Комсомольская Правда» и медиа «УНИВЕРСИТЕТЫ. РФ». Модератором дискуссии выступила заместитель Научного руководителя Национального центра физики и математики (НЦФМ) по коммуникациям Райфа Биткова.
Эксперты заседания пришли к выводу, что в современных реалиях, когда стремительно меняется ландшафт мировой научно-технологической повестки, когда человечество сталкивается с совершенно новыми геополитическими вызовами, вопрос готовности молодого поколения нашей страны в ближайшее десятилетие стать активной движущей силой многих процессов, встает на повестку, как никогда остро.
Приветствуя участников заседания, Председатель Комитета по науке, образованию и культуре Совета Федерации РФ Лилия Гумерова отметила:
«Сегодня наша страна решает поставленные Президентом России национальные цели, и без участия научной молодежи в самых передовых и перспективных проектах, невозможно представить достижение нашей страной научно-технологического лидерства. Именно поэтому работа с молодыми учеными является ключевой задачей как Десятилетия науки и технологий, так и обновленной Стратегии научно-технологического развития. В России сейчас одна из самых молодых наук в мире. Почти каждый второй исследователь, а именно 44,1 % от общего числа ученых, моложе 40 лет. Безусловно, улучшение динамики невозможно без тех мер поддержки, которые реализуются в нашей стране.
Уверена, что в ближайшее десятилетие нашей молодежи предстоит пополнить ряды лидеров отечественной и мировой науки, и от их по-хорошему здоровых научных амбиций, пытливого исследовательского ума и глубоких знаний, сохранения традиций наших лучших научных школ, зависит славное будущее нашей великой страны».
Председатель Комитета по науке и высшему образованию Государственной Думы РФ Сергей Кабышев в приветственном адресе сообщил:
«Вопросы повышения статуса педагога, ученого неизменно находятся в фокусе внимания Государственной Думы. В частности, рассматриваются меры по поддержке молодых ученых, развитию научной инфраструктуры и усилению роли России в глобальных исследовательских инициативах. Наша цель – создать условия, при которых государство принципиально и безусловно будет признавать стратегическую важность поддержки молодых ученых в качестве неотъемлемого элемента государственной научно-технической политики как в общенациональном масштабе, так и на уровне каждого региона и муниципалитета».
Отмечая ключевые задачи, которые реализует сегодня Правительство Санкт-Петербурга по решению поставленных Президентом национальных целей в части достижения технологического лидерства и воспитанию будущей научно-технологической элиты, Вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Княгинин рассказал:
«Для Санкт-Петербурга крайне важно, кто проделает эту работу. Мы считаем, что в секторе только исследований и разработок занято до 70 тысяч человек, и от того, как выстроена система профориентации, поддержки студенческой и исследовательской активности, зависит успех в достижении технологического лидерства».
Владимир Княгинин подчеркнул, что роль города — не только в инфраструктурных вложениях и кадровой подготовке, но и в создании среды, где у молодых есть пространство для роста, настоящей ответственности и амбиций.
«Справиться с текущими вызовами привычными способами невозможно — и это открывает окно возможностей для быстрой карьеры молодых учёных. Главное — не засушить, не привязать их исключительно к сохранению наследия, а дать возможность реализовать себя и свой потенциал», — отметил Владимир Княгинин.
Председатель Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга Андрей Максимов отметил деятельность научных организаций и вузов города, многие из которых непосредственно вовлечены в передовые процессы отечественной науки и образования. По его словам, конкурентоспособность ленинградской высшей школы объясняется прочным фундаментом, преемственностью научных школ и традиций:
«Город уже не первый год занимает второе место в национальном рейтинге научно-технологического развития Российской Федерации. Дается это очень непросто — конкуренция высокая». Максимов напомнил, что благодаря решению президента РФ в Санкт-Петербурге было воссоздано отделение Российской академии наук, по поручению Губернатора Александра Беглова 2024 год в Петербурге был объявлен Годом Санкт Петербургского государственного университета, а научный фонд города совместно с Российским научным фондом уже поддержали исследовательские проекты, в реализации которых приняли участие более 490 молодых учёных».
Вице-президент РАН, академик РАН Степан Калмыков, обращаясь к участникам круглого стола, представляющим научную молодежь, прокомментировал, в чем формула успеха, которая приводит ученых в ряды Академии и к чему надо стремиться, какие принципы соблюдать, чтобы добиться такого высокого статуса в своей научной карьере:
«Это начинается со студенческой скамьи, когда ты начинаешь заниматься наукой — своей наукой — с упрямством. Потому что нужно понимать: наука — это частые неудачные эксперименты, и они не менее важны, чем те, что дали результат», — подчеркнул академик. В основе признания всегда стоит репутация. Научная и деловая репутация — важнейшая вещь. Она строится долго и ежедневным трудом, но может быть разрушена одним неправильным действием».
По словам академика, признание в академическом сообществе зиждется не только на результатах исследований, но и на «научной чистоплотности», уважении к своим учителям, к системе академии и её ценностям:
«Ты должен быть членом Академии не только по научной сути, но и по сути своего общественного положения».
Ректор единственного в стране Академического университета, основанного Нобелевским лауреатом Жоресом Ивановичем Алферовым Александр Наумов рассказал, что вся история университета с момента самого его основания в 2002 году – это яркий пример успешной системы непрерывного образования «от школьной скамьи до Академии наук», которая связывает все ступени обучения: общего, среднего, высшего и ДПО - для подготовки исследователей для научных центров и индустрии высокотехнологичного сектора экономики Российской Федерации:
«Миссия Академического университета, которая была сформулирована ещё его основателем - это воспитание исследователей. Мы понимаем, что подготовка исследователя — это не краткосрочный процесс, его нельзя реализовать за 4–6 лет в вузе. Это путь, который начинается задолго до университета и продолжается всю жизнь».
Александр Наумов подчеркнул, что Академический университет с самого начала создавался как пространство непрерывного образования, где воспитание исследователя начинается задолго до университета и не заканчивается дипломом — это путь, охватывающий все этапы, от школы до научной карьеры.
Заместитель Председателя Координационного совета в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию, проректор по образованию Университета науки и технологий МИСИС Андрей Воронин рассказал, какие инициативы идущего уже четвертый год Десятилетия науки и технологий стали наиболее знаковыми в плане развития возможностей для молодых ученых нашей страны:
«Среди инициатив Десятилетия науки и технологий — научное волонтерство, наука как искусство, решения и сервисы для профессионального сообщества, Конгресс молодых ученых, на котором регулярно проходят встречи Президента с молодыми учеными. На конгрессе берут начало самые разные инициативы, так, например, появилась президентская стипендия аспирантам»,
— отметил Андрей Воронин, подчеркнув, что каждая из инициатив открыта для участия и помогает молодым ученым заявить о себе. По словам Андрея Воронина, одна из задач образования — «не только социализация, не только новые знания и навыки, но и сохранение желания задавать вопрос „почему?“».
Эксперт отметил, что именно это желание, доведённое до университетского уровня, превращается в научный интерес и становится движущей силой открытий.
«Важно пронести это желание до университета, до того места, где действительно можно себя реализовать как исследователь, делая то, что до тебя в мире никто не делал», — подчеркнул он.
Андрей Воронин также добавил, что сегодня в стране созданы все условия для этого — от научных школ до современной исследовательской инфраструктуры.
Президент Благотворительного Фонда «Система», член-корреспондент РАО, Лариса Пастухова отметила, что весной этого года Благотворительный фонд «Система» и Российская академия наук дали старт новому сезону совместного Конкурса для молодых учёных, реализуемого в рамках Десятилетия науки и технологий при поддержке Роспатента, цифровой экосистемы МТС и еще ряда ведущих российских технологических компаний. Говоря о том, какие надежды связывает крупный бизнес с этой инициативой и что ждет от научной молодежи, Лариса Пастухова подчеркнула:
«Обеспечение сферы инноваций квалифицированными специалистами в условиях современных темпов развития технологий требует опережающей подготовки кадров — тех, кто не только владеет актуальными знаниями, но и готов к постоянным изменениям. Необходимы гибкие инструменты, позволяющие быстро адаптировать образовательные программы под запросы экономики. Их разработка и реализация находится в плоскости тесного сотрудничества государства, образовательных и научных организаций и высокотехнологичного бизнеса».
Андрей Гладилин, директор недавно созданной Ассоциации «Содружество университетских школ», которая объединила все специализованные учебно-научные центры и университетские школы, созданные при 10-ти ведущих университетах страны, также обратился в своем выступлении к теме воспитания будущей научно-технологической элиты страны. Он отметил, что одной из задач Содружества является сопровождение бесшовных траекторий «Университетская школа — Университет — Работодатель», которым за очень короткое время, в горизонте планирования 10 лет, предстоит доказать, что государство не зря потратило ресурсы и усилия самых топовых вузов страны на их подготовку и воспитание:
«Полгода назад на Совете при Президенте было дано поручение о том, что необходимо для обучающихся и выпускников университетских школ принимать дополнительные меры по сопровождению в научной и трудовой деятельности. Очень важно, чтобы работодатель вовлекался на каждом этапе работы со школьником, демонстрировал свою заинтересованность, давал реальные задачи, приглашал на предприятия для прохождения летней стажировки и так далее. Это всё способствует формированию будущей научно-технологической элиты».
Андрей Гладилин подчеркнул, что просто выделить средства — недостаточно. Важно, чтобы бизнес приходил лично, ставил реальные задачи, вёл школьников за руку от учебного класса до лаборатории или проектного офиса, как это уже делают Росатом, Роснефть и Сибур.
Руководитель Всероссийского студенческого клуба «Вернадский», Председатель студенческого союза МГУ имени М.В. Ломоносова, куратор СНО МГУ Екатерина Зимакова представила Клуб «Вернадский», который сегодня объединяет студентов из разных регионов для работы по различным направлениям молодежного сотрудничества: науке, культуре, спорту и добровольчеству. Этот клуб – часть большой программы научно-образовательных консорциумов «Вернадский», которая была создана по инициативе Ректора Московского университета Виктора Антоновича Садовничего и поддержана Президентом нашей страны в 2018 году в ходе XI Съезда Российского Союза ректоров. Екатерина Зимакова рассказала, как организована сегодня деятельность Клуба, что привлекает студенчество и молодых ученых в орбиту этой экосистемы и какие амбициозные задачи решают ее участники: «Всероссийский студенческий клуб "Вернадский" объединяет молодёжь из 39 регионов России - представителей различных направлений: научного, волонтерского, культурно-образовательного. Хотя мы открыты и присоединяем к работе клуба всех желающих молодых учёных, у которых есть инициативы, даже если их регион пока не охвачен проектом».
По её словам, вовлечение молодежи требует конкретных инструментов и площадок:
«Сейчас мы выделили одно из приоритетных направлений как для работы клуба, так и Студенческого научного общества: новые технологии, в том числе технологии искусственного интеллекта. Мы проводим мероприятия, где студенты не просто слушают экспертов, а сами становятся докладчиками и представляют результаты исследований, например, в рамках Молодежной конференции "Технологии искусственного интеллекта в науке и образовании"».
Представитель ведущего технического вуза страны, который сегодня олицетворяет все лучшие наработки и традиции воспитания отечественной инженерной элиты, Директор научно-педагогического центра «Аспирантура» Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II Дмитрий Мардашов рассказал, как переломить в положительную сторону тенденцию по воспитанию инженерно-технической элиты страны и подготовить в ближайшем будущем кадры, которые будут готовы конкурировать с мировыми лидерами:
«Если мы не будем готовить качественные кадры высшей квалификации — попросту некому будет готовить инженера XXI века, который должен обеспечить технологический суверенитет, технологическое лидерство нашей страны. Он должен создать крепкий тыл, а без тыла не будет и фронта, и не будет победы».
Дмитрий Мордашов отметил, что в Горном университете уже реализуется система, где научная подготовка встроена в инженерное образование. Будущие специалисты осваивают основы научного мировоззрения ещё до поступления в аспирантуру, получают квалификацию «студент-исследователь» и становятся частью научных коллективов, чтобы к моменту окончания обучения быть готовыми включиться в научную работу — не только теоретически, но и практически.
Руководитель Гильдии научных журналистов Союза журналистов России, руководитель редакции «Наука» информационного агентства ТАСС Андрей Резниченко рассказал о значении качественного информационного сопровождения передовых и значимых результатов деятельности ученых и исследователей, а также о том, каков профиль сегодняшнего молодого российского ученого, какие амбиции питает и в каких областях проявляет наиболее яркие результаты:
«Вы увлечены наукой — это здорово. Но вы должны ещё и рассказывать о ней, чтобы окружение менялось вместе с вами и любило то, что вы делаете. Выдающийся учёный — это выдающийся популяризатор. Это синонимы. Те, кто умеет ясно говорить о сложном, вовлекают общество в науку и формируют уважение к ней. Мы не просто создаём знания — мы должны делиться ими», — обратился он к молодым участникам заседания».
Андрей Резниченко отметил, что важной задачей для молодых учёных становится не только работа над исследованиями, но и умение делиться своими открытиями с обществом. Именно через популяризацию науки формируется уважение к научному труду и понимание его значимости.
Подводя итоги дискуссии Председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, ректор СПбГУПТД Алексей Демидов отметил: - Дискуссия заседания клуба Vostok, прошедшая в Университете промышленных технологий и дизайна, обозначила важнейшие темы среди приоритетных задач на государственном уровне. Участники отметили признание лидирующих позиций Петербурга в общегосударственном процессе формирования стратегических решений в направлении достижения технологического лидерства, важность основополагающих принципов создания ядра интеллектуальной элиты в лице молодых ученых. Отдельно подчеркну вопросы, связанные с ресурсными, управленческими возможностями, которыми мы обладаем сегодня для того, чтобы выдерживать конкурентоспособную планку подготовки кадров для высокотехнологичного сектора экономики Российской Федерации. Рад, что благодаря слаженной работе Академии наук и российских вузов, федеральных ведомств, фондов и ассоциаций, курирующих как вопросы поддержки и воспитания отечественной инженерной элиты, так и вопросы финансовой и методической поддержки ученых, сегодня мы четко видим перспективу ближайшего десятилетия в достижении мирового научно-технологического лидерства.